






|
|
[Ириней]
[Ипполит]
[Климент]
[Епифаний]
[Коптская
гностическая библиотека]
Ириней,
Против ересей, книга первая
1. Пространное изложение гностического мифа школы Птолемея (Grande
notice) |
1, 1 – 8, 6 |
1.1. История внутри плеромы. Первые принципы |
1, 1 |
1.2. Тридцать эонов |
1, 3 |
1.3. Падение Софии |
2, 1– 2, 6 |
1.4. Гностический экзегесис и ирония Иринея |
3, 1– 3, 6 |
1.5. История за пределами плеромы. Спасение падшей Софии |
4, 1– 4,4 |
1.6. Три природы, история создания космоса, пришествие
спасителя и эсхатология (на основе того же текста, что и
Excerpta ex Theodoto, 43–65
Климента). |
4, 5 – 7, 5 |
2. Гностическое истолкование пролога Евангелия от Иоанна
и комментарии Иринея |
8, 1–5 |
3. Центон из Гомера и пародия на гностические тексты,
рассуждение о правильном теологическом методе |
9, 1 – 10, 3 |
4. Учение Валентина и его школы (доксографический текст) |
11, 1 – 12, 4 |
5. Учение и магическая практика последователя Валентина
Марка |
13, 1 – 21, 5 |
6. Правило веры и рассуждение об источнике учения Валентина |
22, 1–2 |
7. Симон Маг |
23, 1–4 |
8. Менандр |
23, 5 |
9. Сатурнин |
24, 1–2 |
10. Василид |
24, 3 – 7 |
11. Карпократ и его школа |
25, 1 – 6 |
12. Керинт |
26, 1 |
13. Эбиониты |
26, 2 |
14. Николаэлиты |
26, 3 |
15. Кердон и Маркион |
27, 1 – 28 |
16. Энкратиты и Татиан |
28, 2 |
17. Барбело-гностики |
29, 1–4 |
18. «Другие» (или офиты) |
30, 1– 14 |
19. Замечание о «Лернской гидре» |
30, 15 |
20. Каиниты |
31, 1 – 2 |
21. Заключение |
31, 3 |
Ипполит, "Опровержение всех ересей"
Книга и глава |
Содержание |
Предполагаемый
источник
и примечания
|
I, 1–16 |
«Физики» |
|
1 |
Фалес |
Cf. Ref. V 9, 13 |
2 |
Пифагор |
Antonius Diogenes (I A.D.) Cf. Marcovich
M., Philologus 108 (1964), p. 29–39. Пифагор учился у
«египтян» (IV 44–45) |
3 |
Эмпедокл |
Heraclides Lembus (Marcovich) |
4 |
Гераклит |
Heraclides Lembus |
6 |
Анаксимандр |
|
7 |
Анаксимен |
|
8 |
Анаксагор |
|
9 |
Архелай |
|
11 |
Парменид |
|
12 |
Левкипп |
|
13 |
Демокрит |
Демокрит учился
у «индийских гимнософистов, египтян, астрологов и магов» (cf.
I 24; IV
28–44) |
14 |
Ксенофан |
Sotion (Wendland, Marcovich) |
15 |
Экфант |
|
16 |
Гиппон |
|
17–19 |
«Этики» |
|
18 |
Сократ |
Говорится, что
Сократ имел много учеников, но упоминается только Платон. |
19 |
Платон |
«Базовый учебник
платонизма» Алкиной (?), Арий Дидим (?) |
20–21 |
«Диалектики» |
|
20 |
Аристотель |
|
21 |
Стоики |
Упоминаются
Хрисипп и Зенон (именно в этом порядке) |
22 |
Эпикур |
|
23 |
Академики (скептики) |
Причем
оказывается, что Akademaike hairesis
основан Пирроном и от скептицизма не
отличается |
24 |
Брахманы |
24, 2 (некий
гностический источник?), 24, 5–6 (киники?) |
25 |
Друиды |
Друидов научил
раб Пифагора Замолксис (Ref.
I 2, 17; cf. Strom. IV 58, 13; Diog.
Laert. VIII
2). Источником этого представления был, скорее всего,
Геродот (IV 93). Поэтому они
относятся к пифагорейской традиции. |
26 |
Гесиод |
Hesiod., Theogonia, 108–139 |
IV, 1–7 |
«Астрологи» |
Sext. Emp. Adv. Math. V 37–39; 44; 50–61;
64–70; 88–89; 92–93; 95–96; 97–98; 102; 105, etc. |
8–12 |
«Астрономы» |
Какой-то
комментарий на Тимей Платона |
14 |
«Арифметики»
(hoi psephidzontes) |
|
15–27 |
«Астрологи» |
|
28–42 |
«Маги» |
Возможно,
трактат о магии Трасимена (Thrasymenes);
cf. Ref.
VI, 7, 1; IV
32, 3; 35, 5 |
43–44 |
«Египтяне» |
Какой-то
неопифагорейский трактат |
46–50 |
Арат |
Гностический (?)
комментарий на Арата (cf.
IV 47, 1–2; V,
8, 34; 16, 15) |
51, 1–9 |
«Пифагорейцы» |
Cf. Ref.
I, 2, 5 –10 |
51, 10–14 |
«Медики» |
Медицинский
трактат, cf.
Ref. V 17, 11–12 («ператы») |
V, 6–11 |
Наассены |
Изложение
включает в себя выдержки из греческой поэзии (Одиссея
XXIV 1–12; Poet.
Mel. Gr.,
985 Page), а также из орфиков (V
2), и Гиппократа (V 7, 21) |
12–18 |
Ператы |
Cf. Sext. Emp. in V 13, 3–9; 10–11 |
19–22 |
Сетиане |
|
23–27 |
Юстин Гностик |
«книга Баруха» |
VI, 7–20 |
Apophasis Megale |
Философский
трактат, который Ипполит приписывает Симону Магу,
cf. Heraclitus,
VI 9, 3 |
21–22 |
Платон |
|
23–28 |
Пифагор |
Гностический (?)
пифагорейский трактат или доксография (cf.
Ref. VI
24, 4; 25, 1–4; VII 29, 8 – 12) |
29–36 |
Валентин |
Cf. Iren. Adv. Haer. I 1–8 |
37, 1–6 |
Платон |
Неопифагорейское
«Второе письмо Платона» (312–314) |
38 |
Последователи Валентина |
Cf. Iren., I 11–12 |
39–54 |
Марк и Колорбас |
Cf. Iren., I 13; 14, 1 – 15, 3; 16, 1–2;
17, 1–2 |
VII, 14–19 |
Аристотель |
В связи с
Василидом |
20–27 |
Василид |
|
28 |
|
= Iren. I 24 |
29, 1; 30 |
|
Cf. Empedocles, VII 5 |
29, 2–29 |
Эмпедокл |
Гностический
трактат (?) |
31 |
Препон |
|
32 |
Карпократ |
= Iren. I 25 |
33 |
Керинт |
Cf. Iren.
I 26, 1 |
34 |
Эбиониты |
Cf. iren.
I 26, 2 |
35 |
Теодот Византийский |
|
36, 1 |
Теодот «Мелхидесианин» |
|
36, 3 |
Николай |
Cf. Iren.
I 26, 3 |
37 |
Кердон и Луциан |
Cf. Iren.
I 27, 1–2 |
38 |
Апеллес |
|
VIII, 8–11 |
Докетисты |
|
12–15 |
Монойм |
VIII 15, 1–2 Monoimi Epist. ad
Theophrastum |
16 |
Татиан |
Cf. Iren. I 28, 1 |
17 |
Гермоген |
Cf. Tertull., Adv. Hermogenem |
18 |
Quatrodecimani |
|
19 |
Фригийцы (Монтан, Присцилла, Максимилла) |
|
20, 1–3 |
Энкратиты |
Сопоставляются с
брахманами и киниками |
20, 3 |
|
Cf. Iren. I 31 |
IX, 6 |
|
|
7; 10, 9–12 |
|
Сравнивается с
Гераклитом |
8–10, 8 |
Гераклит |
Какая-то
антология со стоическим комментарием |
11–12 |
Каллист |
|
13–17 |
|
|
18, 1–2; 30 |
Иудеи |
|
18, 3 – 28, 2 |
Ессены |
Cf. Josephus, Bell. Iud. II 139; 8, 2 –
14; 119–166 |
28, 3–5 |
Фарисеи |
|
29 |
Саддукеи |
|
X, 6–8 |
Epitome
philosophorum |
Вероятно
Sext. Emp.
или их общий источник. Это эпитомэ никак не связано с
первой книгой. Точно так же, о том, что гностики украли
мудрость у философов, не упоминается вообще, не говорится и
о связи между философией и варварской мудростью, типа
египтян или магов. |
9–29 |
Epitome haereseon |
|
9 |
Наассены |
|
10 |
Ператы |
|
11 |
Сетиане |
|
12 |
«Симон Маг» |
|
13 |
|
|
14 |
Василид |
|
15 |
Юстин Гностик |
|
16 |
Докетисты |
|
17 |
Монойм |
|
18 |
Татиан |
|
19 |
Маркион и Кердон |
|
20 |
Апеллес |
|
21 |
Керинт |
|
22 |
Эбиониты |
|
23 |
Теодот Византийский |
|
24 |
Мелхиседиане |
|
25 |
Фригийцы |
|
26 |
Ноэтиане |
|
27, 1–2 |
Ноэт |
|
27, 3–4 |
Каллист |
|
28 |
Гермоген |
|
29 |
Элхасаитяне |
|
30–31 |
Библейская хронология |
|
31–32 |
«Истинное слово» |
|
34 |
Заключение |
|
"Строматы" Климента
Александрийского
|
Первая книга |
1. Общее
предисловие. О стиле, жанре, целях и задачах Стромат.
О пользе знания греческой науки и философии.
|
1,1 – 21,3
|
2. Греческая
философия и наука как начальное образование.
|
|
2.1. Об опасности
увлечения софистикой. Философия как упражнение для ума.
|
22,1 – 58,4
|
2.2. Краткая
история греческой философии.
|
59,1 – 100,5
|
2.3. Хронология
истории древнего мира, включающая в себя различные
легендарные сведения из эллинских, римских и иудейских
источников. Жизнь Моисея (на основании одноименного
сочинения Филона).
|
101,1 –179,4
|
3. Заключительные
замечания: греки “дети” по сравнению с варварами (cf. Plato,
Tim. 22 b). Историческая зависимость греческой философии от
варварской мудрости.
|
180,1 –182,3
|
Заключительное
предложение: конец первой книги Стромат.
|
|
|
Вторая книга
|
1. Краткие
предварительные замечания.
|
1,1 – 3,5
|
2. Вера как
основание знания. Критика воззрений Василида и Валентина,
философские и евангельские представления о вере как
основании знания и мудрости.
|
4,1 – 96,4
|
3. Цель и смысл
человеческой жизни. Идеал “уподобления Богу”, роль аскетизма
и самоконтроля, мнения философов о цели человеческой жизни и
счастье, высшее благо согласно Платону.
|
97,1 – 136,3
|
4. О браке и сексуальной жизни.
|
|
4.1 Предварительные замечания. Закон и христианские писания
о браке.
Краткое заключительное замечание о том, что “об этом
достаточно и следует перейти к дальнейшему.”
|
137,1 – 147,5
|
|
Третья книга
|
Какое-либо предисловие к третьей книге отсутствует.
|
|
4.2 Ложные учения о браке гностиков Валентина, Василида и
карпокраниан.
|
1,1 – 11,2
|
4.3 Критика теорий крайнего аскетизма (Орфей, Гераклит,
пифагорейцы, Платон, Маркион и др.)
|
12,1 – 24,3
|
4.4 Критика излишней вседозволенности некоторых гностиков,
ведущей к разврату. Краткий итог.
|
25,1 – 78,5
|
4.5 Христианское учение о браке.
|
79,1 – 104,5
|
4.6 Заключение: о важности соблюдения меры и золотой
середины во всем.
Заключительное предложение: конец третьей книги
Стромат.
|
105,1 –110,3
|
|
Четвертая книга
|
1. Предисловие. План дальнейшего изложения. Климент говорит,
что он намеревается далее рассмотреть вопрос о смысле
мученичества, а затем перейти к описанию истинного гностика
и мудреца. Затем предполагается рассмотреть символизм и
остановиться более подробно на греческой философии для того,
чтобы показать какую пользу христианин может извлечь из нее.
Дается обещание после этого рассмотреть “учение о
первопринципах”, а затем перейти к теологии закона, пророков
и Евангелия.
|
1,1 –3,4
|
2. Замечание о смысле и названии Стромат.
|
4,1 –7,4
|
3. Греки и варвары о ценности подлинной доблести и
самопожертвования.
|
8,1 – 69,4
|
4. Христианское учение о смысле самопожертвования. Критика
воззрений Василида и Валентина. Свидетельство Климента
Римского.
|
70,1 – 117,5
|
5. О том, что женщины, как и мужчины, способны достигнуть
совершенства. Примеры из жизни замечательных женщин.
|
118,1 – 129,5
|
6. Описание идеального христианина и мудреца – истинного
гностика.
|
130,1 – 172,3
|
Заключение или заключительные слова отсутствуют.
|
|
|
Книга пятая
|
1. Вводное предложение: Климент говорит, что описав
истинного гностика, он снова переходит к вопросу о вере.
|
1,1
|
2. Вера, поиск и знание.
|
|
2.1. Гармония знания и веры.
|
1,1 – 3,1
|
2.2. Валентин, Василид и Маркион о вере.
|
3,2 –4,4
|
2.3. Путь от веры к знанию. Замечание о плагиате эллинов.
|
5,1 – 13,4
|
2.4. Вера и надежда.
|
14,1 –15,5
|
2.5. О природе небесной сущности и эманации Логоса.
|
16,1-8
|
2.6. О поиске, вере и неверии.
|
17,1 –18,5
|
3. Символизм и эзотеризм.
|
|
3.1. Предварительные замечания: об универсальности
символических учений.
|
19,1 – 20,2
|
3.2. Египетские письмена.
|
19,3 – 21,3
|
3.3. Эллинские оракулы, различные изречения и поэтические
выражения.
|
21,4 –24,3
|
3.4. Символизм Священного писания
|
25,1 – 26,5
|
3.5. Пифагорейский символизм.
|
27,1 – 31,5
|
3.6. Замечание об универсальности символизма.
|
32,1
|
3.7. Символизм скинии.
|
32,2 – 40,3
|
3.8. Египетский символизм.
|
41,1 – 43,3
|
3.9. Символическое письмо скифского царя. Анахарсис
Скифский.
|
44,1-5
|
3.10. Символизм эллинских грамматиков. Этимологии.
|
45,1 – 50,2
|
3.11. Аллегории Ветхого и Нового Заветов. Послание Варнавы.
|
51,1 – 55,4
|
3.12. О смысле символических учений. Эзотеризм философских
школ.
|
56,1 – 59,6
|
3.13. Апостольское учение о двух степенях посвящения.
|
60,1 – 66,5
|
3.14. Теология: отвлечение от материально как первый шаг на
пути богопознания. Различные аргументы о непостижимости и
неописуемости Бога, об идеях Платона как мыслях Бога.
|
67,1 – 82,3
|
3.15. Знание Бога как откровение.
|
83,1 – 88,5
|
Замечание о необходимости более подробно остановиться на
вопросе зависимости греческой философии от варварской.
|
89,1
|
4. О греческих заимствованиях и заблуждениях.
|
|
4.1. Мнения философов.
|
90,2 –99,3
|
4.2. Мнения поэтов. Рассуждение прерывается замечаниями о
Платоне, числовом символизме и т.д.
|
99,4 – 133,6
|
4.3. Заключение: врожденное знание Бога и естественная
теология.
|
133,7 – 141,3
|
Заключительное предложение, сообщающее о том, что пятая
книга на этом заканчивается.
|
141,4
|
|
Шестая книга
|
Предварительное замечание: о плане шестой и седьмой книг
Стромат, упоминание о теории образования, развитой в
трех книгах Педагога.
|
1,1-4
|
О стиле Стромат.
|
2,1-4
|
Замечание о двойственной природе гносиса.
|
3,1-3
|
Продолжение: О греческих заимствованиях и заблуждениях:
|
|
4.4. О плагиате философов и поэтов.
|
4,1 –27,5
|
4.5. О чудесах.
|
28,1 – 34,3
|
4.6. Египетские теологи и индийские гимнософисты.
|
35,1 – 38,11
|
5. О естественной теологии и справедливости божественного
провидения. О единстве откровения и общечеловеческой
значимости христианства. Приводится свидетельство из
Проповедей Петра, цитируется Валентин и Исидор. Говорится об
ограниченности греческой философии и подчеркивается роль
наставника в процессе образования. Философия ведет к
истинному гносису.
|
39,1 – 70,4
|
6. Образ истинного гностика.
|
71,1 – 83,2
|
7. Использование гностиком знаний, полученных их различных
наук. Числовой символизм, геометрия, музыка, астрономия,
диалектика. Значение образования для гностика.
|
84,1 – 95,4
|
8. Природа гностическкого знания. Ошибочность еретических
воззрений о врожденном знании и невольном грехе.
Неутилитарность гносиса. Отношение гностика к семье,
гностическая молитва и праведность.
|
96,1 – 104,3
|
9. Подобие церковной и небесной иерархий. Канон, небесная
обитель покоя. Понятие покоя.
|
105,1 – 114,5
|
10. О таинственном смысле писаний. Об использовании
философии для обнаружения истины, ограниченность учения всех
школ, кроме тех, учение которых основано на апостольском
предании. Церковный канон, универсальный характер “языка
пророчеств”.
|
115,1 – 132,5
|
11. Гностическое толкование десяти заповедей. Числовой
символизм.
|
133,1 – 148,6
|
12. Заключение: теология и философия. О подражании Богу,
правде в самих вещах и суждениях о вещах, вере
как основании знания, философии как начальном образовании.
Определение разумения. Аргументы в пользу
божественного происхождения философии. Философия как
развлечение для гностика в свободное от трудов время.
Универсальность христианского знания и его общечеловеческая
значимость.
|
149,1 – 168,3
|
Заключительное предложение: Климент говорит, что портрет
истинного гностика им нарисован. Теперь перейдем, говорит
он, к его отношению к природе (вероятно, этике), а затем
обсудим предметы, связанные с учением о сотворении мира (не
сказано, библейским или философским).
|
168,4
|
|
Седьмая книга
|
1. Вводные замечания. Климент говорит, что он намеревается
показать грекам, что гностик воистину благочестив, то есть
исполнить обещанное в самом начале пятой книги Стромат.
|
1,1
|
2. Идеал гностической жизни. Божественный Логос и его
различные функции. Идеал уподобления Богу. Осуждение
идолопоклонства. О созерцательной жизни. Этапы
совершенствования.
|
1,1 – 59,7
|
3. Портрет совершенного мудреца и гностика и описание
идеальной созерцательной жизни.
|
60,1 – 92,7
|
4. Священное писание и церковное предание – критерии
истинности учения. Необходимость им следовать. Критика
ложных экзегетов. Итог: авторитет церковной традиции.
|
93,1 – 108,2
|
5. Appendix: Аллегория “чистой” и “нечистой” жизни и
различие между церковью и еретиками.
|
109,1 –110,3
|
6. Заключение. Климент сообщает, что он достаточно сказал об
этике, еще раз отмечает особенность стиля Стромат
(сравнивая их с рыбным ассорти – вспомним Атенея, см. прим.
18) и обещает перейти к обещанному и новому.
|
110,4 – 111,3
|
Заключительное предложение: конец седьмой книги Стромат.
|
111,4
|
На этом Строматы заканчиваются. Далее следуют
"записные книжки" Климента, которые явно не полны. Восьмая
книга начитается с “Однако…" Извлечения из Теодота
начинаются сразу с цитаты.
|
|
Епифаний, Панарион, первая книга
(sect. I–XLVI)
Первое предисловие |
|
Краткое содержание (Anakephalaeosis I) |
|
Второе предисловие |
|
Барбаризм |
I |
Скифы |
II |
Эллины |
III |
Иудаизм |
IV |
Против стоиков |
V |
Платоники |
VI |
Пифагорейцы |
VII |
Эпикурейцы |
VIII |
Иудаизм (продолжение) |
|
Против самаритян |
IX |
Против ессенов |
X |
Против себуэан (Sebuaeans) |
XI |
Против горотеан (Gorothenes,
cf. Euseb.
HE IV 22, 5) |
XII |
Против доситеан (cf.
Euseb. HE IV
22, 5; Ps. Tert. 1, 1) |
XIII |
Против саддукеев |
XIV |
Против книжников |
XV |
Против фарисеев |
XVI |
Против гемеробаптистов (то есть тех, кто крестится каждый
день; cf. Euseb.
HE IV 22, 7, Justin. Dial. 80) |
XVII |
Против назареян |
XVIII |
Против оссеан (cf.
Hipp. IX 13,
2–4, элхаитяне) |
XIX |
Против геродиан |
XX |
О воскресении |
|
Краткое содержание (Anakephalaeosis II) |
|
Против симониан (cf.
Iren. I 23;
Hipp. VI 7, 1; 18, 1) |
XXI |
Против Менандра (cf.
Iren. I
23; Ps. Tert.
1, 2; Tert. De
anima 50; Just.
Apol. I 26, 4) |
XXII |
Против Сатурнила (Iren.
I 23, 5) |
XXIII |
Против Василида (Iren.
I 24, 3–6) |
XXIV |
Против николаитян (cf.
Iren. I
26, 3; Ps. Tert.
1, 6; Clem.
Strom. III 25, 5–7; 26, 6;
Tert. Praescr.
33) |
XXV |
Против гностиков или борборитов (личные наблюдения Епифания) |
XXVI |
Против карпократиан (Iren.
I 25, 1–5) |
XXVII |
Против керинтиан (cf.
Iren. I 26, 1) |
XXVIII |
Против назореан (секция оригинальна, возможно, использовался
очерк жизни «терапевтов» Филона в пересказе Евсевия) |
XXIX |
Против эбионитов (эта очень пространная секция, по-видимому,
также плод самостоятельной работы Епифания,
cf. Iren.
I 26, 2; Eus.
HE III 27, 1–2; Orig. C. Cels. V 61) |
XXX |
Против валентиниан (цитируется иначе не известное
«доктринальное письмо»; Iren.
Pref.; I 11, 1–5, etc.) |
XXXI |
Против секундиан (cf.
Iren. I
11, 2–5; Clem.
Strom. III 5, 1–3) |
XXXII |
Против птолемеан (cf.
Iren. 12, 1–3; цитируется
«Послание Флоре») |
XXXIII |
Краткое содержание (Anakephalaeosis III) |
|
Против последователей Марка (= Iren.
I 13, 1 – 21, 5) |
XXXIV |
Против колорбасиан (= Iren.
I 12, 2–4) |
XXXV |
Против гераклеонитов (как это ни странно, Епифаний просто
продолжает пересказывать здесь то, что Ириней говорит в
заключительном разделе о Марке; все это не имеет отношения к
Гераклеону) |
XXXVI |
Против офитов (cf. Iren.
I 30, 1–7; Ps.
Tert. 2, 1–4; кроме того, содержит
новую информацию) |
XXXVII |
Против каинитов (cf.
Iren. I 31, 1–2) |
XXXVIII |
Против сетиан (источники не ясны, много новой информации) |
XXXIX |
Против архонтиков (источники не известны, Епифаний уверяет,
что общался с этими гностиками сам) |
XL |
Против кердониан (cf.
Iren. I 27, 1) |
XLI |
Против маркионитов (подробный анализ канона Маркиона) |
XLII |
Против лукианитов (cf.
Ps. Tert. 6, 3;
Orig. C. Cels. II 27; Hipp. VII 11) |
XLIII |
Против апеллеан (cf.
Hipp. VII
38; Ps. Tert.
6, 4–6; Tert.
De anima 23, 3; Adv.
Marc. III 11; Iv 17) |
XLIV |
Против севериан (cf.
Euseb. HE IV
29, 4–5) |
XLV |
Против последователей Татиана (cf.
Iren. I
28, 1; Clem.
Strom. III 81, 1–3, etc.) |
XLVI |
Коптская
гностическая библиотека: краткое описание содержания кодексов
Номер кодекса и трактата |
Название трактата |
Страницы |
I |
«Кодекс Юнга» |
|
1. |
Молитва апостола Павла (две добавочные
страницы) |
|
2. |
Апокрифическое письмо Иакова
(«послание» Иакова, адресованное какому-то древнему учителю
гносиса, возможно, Керинту) |
1–16 |
3. |
Euangelium
Veritatis (текст без названия в жанре проповеди,
который был озаглавлен по первым словам текста: Евангелие
Истины) |
16–43 |
4. |
Речь (Logos)
о воскресении, адресованная Регину |
43–50 |
5. |
Tractatus
Tripartitus или Трактат о трех природах
(философский трактат в трех частях, без названия, поэтому
условно назван Трехчастным трактатом) |
51–138 |
II |
|
|
1. |
Апокриф Иоанна (пространная версия
религиозно-философского трактата, который кроме того
сохранился в кодексах III и
IV, а также в
Papyrus Berolinensis 8502) |
1–32 |
2. |
Евангелие от Фомы (собрание изречений
Иисуса, небольшие фрагменты которого сохранились также в
двух оксиринхских папирусах: Oxyrhynchus
papyri 1, 654, 655) |
32–51 |
3. |
Евангелие от Филиппа (также собрание
сентенций различного, в том числе и нехристианского,
происхождения) |
51–86 |
4. |
О природе (ипостаси) архонтов
(религиозный трактат о происхождении мира и человека в виде
диалога между ангелом и вопрошающим, который очевидным
образом связан со следующим за ним документом, а также
упоминает о книге или книгах Нореи) |
86–97 |
5. |
Анонимный документ, условно названный
О происхождении мира, представляющий собой некий
компендий гностической космологии, антропологии и
эсхатологии, очевидно нехристианский по своему
происхождению. |
97–127 |
6. |
Толкование (или экзегесис) о душе
(толкование нескольких пассажей из авторитетный текстов,
таких как иудейское писание и Гомер, иллюстрирующих
центральный гностический миф о падении души и возвращении ее
в высший мир) |
127–137 |
7. |
Книга Фомы «Атлета» (диалог между Иудой
Фомой и спасителем эсхатологического содержания) |
138–145 |
III |
|
|
1. |
Апокриф Иоанна (краткая версия) |
1–40 |
2. |
Диалог великого невидимого духа или
Евангелие Египтян (трактат о смысле гностической жизни,
сохранился также в IV кодексе) |
40–69 |
3. |
Письмо «благословенного Евгноста»
(также входит в состав V кодекса
(эти две версии существенно различаются); документ
дохристианского происхождения, возможно, довольно ранний,
излагающий гностическую «эонологию», использован автором
следующего за ним трактата) |
70–90 |
4. |
София Иисуса Христа (откровенный текст
в диалогической форме, фактически являющийся христианской
переработкой Евгноста, поэтому эти два текста в
соответствующем томе NHL изданы
en face; этот трактат сохранился
также в Papyrus Berolinensis 8502) |
90–119 |
5. |
Диалог Спасителя (диалог между
воскресшим спасителем, который ни разу не называется
Иисусом, и его учениками) |
120–149 |
IV |
(сохранился очень плохо) |
|
1. |
Апокриф Иоанна (пространная версия) |
1–49 |
2. |
Евангелие Египтян (еще один вариант) |
50–81 |
V |
|
|
1. |
Второй (плохо сохранившийся) вариант
Письма благословенного Евгноста |
1–17 |
2. |
Апокалипсис Павла (описание небесного
путешествия Павла в традиции иудейской апокалиптической
литературы) |
17–24 |
3. |
Первый апокалипсис Иакова (в форме
диалога со своим братом Иисусом) |
24–44 |
4. |
Второй апокалипсис Иакова (собственно,
не апокалипсис, а довольно красочный рассказ о мученичестве
Иакова, причем в состав текста включены молитвы и речи) |
44–63 |
5. |
Апокалипсис Адама (откровение Адама
Сету о смысле и конце истории, не содержащее никаких
эксплицитных указаний на Христа) |
63–85 |
VI |
|
|
1. |
Деяния Петра и двенадцати апостолов
(трактат в жанре деяний, не содержащий ничего специфически
гностического и представляющий собой комбинацию из
нескольких текстов, повествующих о деяниях апостолов) |
1–12 |
2. |
Гром – Совершенный Ум (уникальный
документ, представляющий собой речь двуполой Софии в
(египетском?) стиле «я есть…» ) |
13–21 |
3. |
Аутентичная (или истинная) доктрина
(трактат в жанре проповеди о душе) |
22–35 |
4. |
Мысль (Ноэма) нашей великой силы
(христианский трактат апокалиптического содержания) |
36–48 |
5. |
Перевод (пересказ) пассажа из
Государства Платона (588a –
589 b) о душе |
48–51 |
6. |
Неизвестный герметический трактат,
содержащий рассуждение об огдоаде и эннеаде в виде диалога
между Гермесом и его сыном Тотом |
52–63 |
7. |
Молитва благодарения герметического
происхождения (греческий вариант которой известен из
Papyrus Minaut, а латинский из
Асклепия, 41) |
63–65 |
8. |
Асклепий, 21–29. (Еще один
герметический текст, фрагмент трактата Совершенное учение,
который дошел до нас только в латинском переводе) |
65–78 |
VII |
|
|
1. |
Парафраз Сема (трактат космогонического
содержания) |
1–49 |
2. |
Второй трактат великого Сета (диалог
между Иисусом и избранными, причем имя Сета более в тексте
не упоминается; трактат полемичен и явно направлен против
церковной ортодоксии) |
49–70 |
3. |
Апокалипсис Петра |
70–84 |
4. |
Поучения Силуана (эклектическое
собрание афоризмов и поучений, философских, иудейских и
христианских) |
84–118 |
5. |
Три столпа (стелы) Сета (текст
ритуального характера, созданный под влиянием неоплатонизма) |
118–127 |
VIII |
(не очень хорошо сохранился) |
|
1. |
Зостриан (содержащий подзаголовок:
учение истины Зороастра, бога истины), трактат в жанре
апокалипсиса о небесном путешествии Зороастра, которое
перекликается с десятой книгой Государства Платона |
1–132 |
2. |
Послание Петра Филиппу |
132–140 |
IX |
(очень фрагментарный) |
|
1. |
Мелхиседек (апокалипсис библейского
первосвященника Мелхиседека; более это имя в гностических
текстах не упоминается) |
1–27 |
2. |
Ода о Норее или Мысль Нореи (краткий
текст без заглавия о первых принципах и плероме) |
27–29 |
3. |
Свидетельство истины (полемический
текст, направленный против официальной церкви и ее
претензий на исключительное обладание «истиной») |
29–74 |
X |
(очень фрагментарный) |
|
1. |
Марсанес (трактат апокалиптического
содержания, об ангелах и других небесных силах, содержащий
различные числовые спекуляции, что напоминает сообщение
Иринея о последователе Валентина Марке) |
1–68 |
XI |
(плохо сохранившийся) |
|
1. |
Истолкование знания (гносиса)
(дидактическое произведение) |
1–21 |
2. |
Анонимный документ (часто называемый
Теории валентиниан), содержащий описание плеромы, миф о
Софии, а также краткий текст литургической природы (о
миропомазании, крещении и евхаристии). |
22–39 |
3. |
Аллоген (Инородец) (откровение Аллогена
своему сыну) |
45–69 |
4. |
Hypsiphrone
(«возвышенного ума»), краткий текст, содержащий откровение
некой высшей силы (возможно, Софии) |
69–72 |
XII |
(сохранилось только десять страниц и
одиннадцать фрагментов) |
|
1. |
Сентенции Секста (собрание изречений
этического содержания, известное также в латинском,
сирийском, армянском и грузинском переводах, к гностицизму и
христианству отношения не имеющих) |
15–16; 27–34 |
2. |
Фрагменты Евангелия Истины
(которое сохранилось в II кодексе) |
|
XIII |
(сохранилось только шестнадцать страниц
и несколько фрагментов) |
|
1. |
Trimorphic Protenoia,
трактат в трех частях об эманации Промысла или Барбело,
который открывается в трех лицах, в виде Отца, Матери и Сына
(это известно также из Апокрифа Иоанна) |
35–50 |
2. |
Начало трактата О происхождении мира
из II кодекса |
десять строк |
Codex |
Askewianus |
|
1. |
Pistis Sophia
(пространный трактат из трех частей в виде диалога между
воскресшим Иисусом и его учениками и четвертой, по-видимому,
независимой от первых части, также в жанре откровенной
литературы) |
|
Codex |
Brucianus |
|
1. |
Две книги Йеу или Книга великого
таинственного Логоса (откровение воскресшего Иисуса своим
ученикам) |
1–94 |
2. |
Трактат без названия о небесном мире |
95–157 |
Papyrus |
Berolinensis
8502 |
|
1. |
Евангелие от Марии |
7–19 |
2. |
Апокриф Иоанна |
19–76 |
3. |
Премудрость Иисуса Христа (Sophia
Jesu Christi) |
77–127 |
4. |
Деяния Петра |
128–141 |
|