Гностический миф

 

Домашняя
Источники
Ранний гностицизм
Василид
Гностический миф
Школа Валентина
Гностики Ипполита
Этика и политика

 

 

[Барбело-гносис по Иринею] ["Офиты" Иринея] ["Офиане" Оригена] ["Сетиане" Епифания] ["Архонтики" Епифания] [Апокриф Иоанна]

[Гностический миф школы Валентина в изложении Иринея] [Гностический миф школы Валентина в Изложении Ипполита]

 

Предисловие

 

3. ГНОСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БИБЛЕЙСКОЙ

ИСТОРИИ И МИФ О ПАДШЕЙ СОФИИ

 

 

3.1. Барбело-гносис

 

(Irenaeus, Adv. Haer. I 29, 1–4; cf. Theodoret., Haer. Fab. Cur. 13)

(1)… Некоторые постулируют (в начале) не стареющий и девственный Эон, именуемый Барбело (Barbelon, Barbhlw/q), а внутри этого духа – Отец, которого невозможно назвать (или у которого нет имени) и который пожелал явить себя Барбело. Однако эта Мысль (Ennoia), только появившись, сразу же спросила о Промысле (Prognosis). Когда появился Промысел, они спросили о Нерушимости, и она появилась, а за ней таким же образом возникла Вечная жизнь. Барбело радовалась, глядя на их Величие, и эта ее Концепция породила Свет, подобный ей. Так возникло просвещение (озарение), и таково начало всего остального.

Когда Отец увидел этот свет, он помазал его своей благостью. Именно так возник Помазанник (Христос). Он пожелал себе помощника, и ему был дан Ум (Нус). Кроме того, Отец произвел Логос. После этого был заключен союз Мысли и Логоса, Нерушимости и Христа, Вечной жизни и Воли (Thelema), Ума и Промысла. И все они радовались и славили Свет и Барбело.

(2) После этого, по их словам, Мысль и Логос произвели Самородного (Autogenes), который почитался как представление великого света, и все подчинялось ему. Вместе с ним возникла Истина, и они составили между собой союз. От Христа, который является светом, и Нерушимости возникли четыре светоносных (начала) – Благодать (Charis), Желание (Thelesis), Понимание (Synesis) и Разумение (Phronesis), чтобы расположиться около Самородного. Благодать была соединена с  первым великим светом, которого они считают Спасителем и называют Armoges. Желание соединилось со вторым светом, которого называют Raguhel, Понимание – с третьим, именуемым David, Разумение – с четвертым, Eleleth.[1]

(3)  Когда все это было сделано, Самородной (Autogenes) произвел совершенного, истинного человека, которого они называют Адамант (Adamas), поскольку он «не доминирующий» (он сам и те, кто произойдут от него[2]). Armozel отделил его от первого света. Самородный произвел также совершенное знание (Гносис) и соединил эту (сущность) с Человеком, и так он познал того, кто превыше всего. Девственный Эон подарил ему Непобедимую силу. И все они радовались и славили великий Эон. Так появились, по их словам, Мать, Отец и Сын. От Человека и Знания возникло Древо, которое также называется знанием.

(4) От первого из ангелов, которые стоят около самородного (Monogenus), произошел Святой Дух, который они называют Софией и Prunicos. Когда она увидела, что все остальные, кроме нее, имеют пару, она начала искать, с кем бы соединиться. Однако, не найдя никого подходящего (в плероме), она расширилась и взглянула в низший мир, надеясь найти кого-нибудь там. Тогда она отпрянула назад (exsiliit), не только потому, что никого там не обнаружила, но и потому, что испугалась, поскольку сделала это без разрешения Отца. Тогда в простоте и из благих побуждений она произвела существо, которое отличалось неведением и неразумием (предрассудком – Ignoratio et Audacia). Это ее порождение стало Проархонтом и демиургом этого мира. Он украл у своей матери силы и отправился в нижний мир  и создал небесную твердь, в которой и обитает. А поскольку он есть Неведение, то он породил также подлежащие ему силы – ангелов, твердь и все земное. Затем он соединился со своим неразумием, и так возникли Злоба, Зависть, Ревность, Месть и Страсть. Увидав все это, мать София в печали удалилась и поселилась в высшем мире, если отсчитывать снизу, в Огдоаде, на восьмом небе. После этого он решил, что он здесь один и произнес: «Я – бог ревнивый (Исход 20: 5), и нет никого, кроме меня (Ис. 45: 5; 46: 9)».

 

3.2. «Офиты» и «офиане»

 

(Irenaeus, Adv. Haer. 30, 1–15)

(1) Другие[3] же говорят следующее. (В начале) был первый Свет в силе Бездны, благословенный, нерушимый и беспредельный. Он был Отцом всего, именуемый Первым Человеком. От него произошла Мысль (Ennoia), его сын, выразивший эту мысль, который называется Сыном Человека или Вторым Человеком. Под ними располагался Святой Дух, а под ним –  отдельные элементы, вода, тьма, бездна и хаос. Над ними всеми рожден Дух, называемый Первой Женщиной (Быт. 1: 2). Затем, как они говорят, отец и сын оба возрадовались, глядя на красоту этой женщины и, осветив ее, произвели он нее нерушимый свет, третьего Мужчину (Masculum), именуемого Христом, сына первого и второго человека и святого духа, первой женщины.

(2)  Ее они называли матерью жизни (Быт. 3: 20). Но она не в силах была вместить и удержать всей полноты излившегося в нее света, и он пролился слева. Так что только Христос был ее (истинным) сыном, правым и вознесенным в высшие области, а потому он был взят со своей матерью в нерушимый Эон. И это было подлинное собрание («церковь»), созвучие, соединение и единение отца всего, первого человека, его сына и вышеупомянутой женщины.

(3) Та сила, которая вытекла из женщины, опустилась вниз, но, в соответствии с их желанием, сохранила в себе следы света. Они назвали ее левой, Prunicos, Софией или Мужчиной-Женщиной. Она упала в неподвижную до сих пор воду, привела ее в движение и неосторожно опустилась до самого дна и так получила тело, поскольку все притягивалось к ее свету, прилипало к ней и обволакивало ее со всех сторон. Если бы не этот свет, она бы полностью погрузилась в воду. Так постепенно утопая все сильнее и тяжелея, она наконец пришла в себя и попыталась вырваться из воды и подняться вверх к своей матери, однако ей это не удалось, поскольку тело было уже слишком тяжело. Видя, что ее дело плохо, она попыталась по крайней мере спасти тот свет, который еще оставался в ней, чтобы и он не утонул в воде. Собравшись с последними силами и благодаря тому свету, который в ней еще оставался, она устремилась вверх и, распространившись, создала из этого водянистого тела то, что стало видимым нами небом, и расположилась под ним. Но поскольку она  испытывала стремление вверх, она смогла избавиться от этого водяного тела. Это тело, став отдельной сущностью, называется ее сыном, а она называется также Женщиной от Женщины.

(4) Ее сын, обладая дыханием нерушимой силы, унаследованной от матери, был также продуктивен. Набравшись сил, он произвел сына из вод без матери. О своей собственной матери он не знал. Его сын, как и он, произвел другого сына, второй породил третьего, третий – пятого и так до седьмого. Так образовалась Гебдомада (Быт. 2: 2). Их мать расположилась в Огдоаде. Поскольку они расположены иерархически, соответственно их положению убывала и их сила.

(5) Они дают этим существам такие имена. Первый, который произошел от матери, называется Ялдаваоф (Ialdabaoth)[4], его сын Iao, затем – Sabaoth, Adoneus, Eloeus (Elohim?), Oreus (Horeus, Or, «свет») и, наконец, Astaphaeus. Эти «небеса, славы, силы, ангелы и творцы» расположены в определенном порядке на небесах, невидимо для нас, и управляют небесами и землей. Ялдаваоф отверг свою мать, когда создал сыновей и внуков без разрешения, а вслед за ними ангелов, архангелов, силы, власти и господства. Они же, только родившись, начали оспаривать у него права на первое место. Видя все это, в печали и отчаянии он опустил взор вниз и увидел материю. Воспылав к ней желанием, которое обрело физический образ, и так родился сын. Этот сын был его Нусом (Умом)[5], изогнутым, как змей (Быт. 3: 1). От него произошли дух, душа и все телесное. Он же породил забвение, ненависть, ревность, зависть и смерть. Они говорят, что этот змееподобный ум еще более извращен, чем его отец, и пребывает с ним на небе и в раю.

(6) Ялдаваоф воскликнул в своем бахвальстве: «Я отец и Бог и нет никого выше меня» (Ис. 45: 5). Однако его мать, услыхав это, воскликнула: «Не лги! Выше тебя находятся Отец всего, первый Человек и Сын Человека». Все были удивлены и испуганы этим голосом свыше и спрашивали: «Кто это и откуда», поэтому, чтобы отвлечь их, Ялдаваоф сказал: «Давайте создадим человека по [нашему] образу» (Быт. 1: 26). Услыхав это, они собрались вместе и создали человека огромных размеров, образ которого был им внушен матерью, коя хотела таким образом обессилить их. Однако это творение только ползало, поэтому они принесли его к отцу. Это также было задумано Софией, стремящейся лишить его остатков света, которым он еще обладал, чтобы он не восстал против тех, кто выше его, воспользовавшись своей силой. Когда Ялдаваоф вдохнул в него дыхание жизни (Быт. 2: 7), он неосмотрительно лишил себя силы. Так человек получил ум (nun) и разумение (enthymesis), они были сохранены в нем. Только встав на ноги, он тут же прославил первого человека и отверг своих творцов.

(7) Сгорая от ревности, Ялдаваоф решил найти способ лишить человека его силы и для этого создал женщину из своего разумения. Однако Prunicos незаметно для него лишила ее силы. Тут пришли другие и, пожелав ее красоты, назвали ее Евой и зачали с ней детей, которых называют ангелами. При помощи змея мать решила соблазнить Адама и Еву, чтобы они преступили закон, установленный Ялдаваофом. Ева, услыхав предложение сына Бога, тут же ему поверила, и они испробовали плод того дерева, которое Ялдаваоф приказал им не трогать. Сразу же после этого они постигли ту силу, которая над ними, и попытались скрыться от своих творцов (Быт. 3: 1–7). Радуясь, что план удался, Prunicos снова воскликнула, что Ялдаваоф солгал, называя себя отцом, хотя существует нерушимый Отец; но поскольку уже до этого были Человек и первая Женщина, то она также совершила прелюбодеяние и согрешила.

(8) Но и в этот раз, впав в исступление из-за своего забвения, он не послушал ее и изгнал Адама и Еву из рая за то, что они нарушили его закон. Он хотел приобрести от Евы детей, однако ему это не удалось, ибо его мать во всем ему мешала. Она же лишила Адама и Еву их силы, чтобы дух и великая сила не подвергались больше поруганию и нечестию. Они говорят далее, что таким образом лишенные силы, они были сброшены на землю, однако и змей, поскольку он также выступил против отца, был отправлен вслед за ними. Вместе с ангелами, которые были в его власти, он произвел шесть сынов и сам стал седьмым, для того, чтобы имитировать ту Гебдомаду, которая окружает его отца. Именно они называются семью демонами, которые вредят и человеку и своему отцу за то, что тот их отверг.

(9) Изначально Адам и Ева имели светоносные, ясные и как бы духовные тела. Однако на земле эти тела стали более темными, тяжелыми и малоподвижными. Их души также стали слабыми и безвольными, поскольку в них осталось только лишь дыхание мира, вложенное их творцом. Prunicos из жалости вернула им сладостное благоухание света жизни. Так они узнали, кто они такие, почему они здесь, поняли, что они нагие и имеют материальное тело. Поняли они также и то, что обременены смертью. Но они мирились с этим, зная, что тело – это только временная обуза. С помощью Софии они нашли пищу и, насытившись, тут же занялись сексом, и так родился Каин.

Однако падшие духи и змей тут же занялись его воспитанием, растлили его и наполнили мирским забвением, тупоумием и наглостью. Убив своего брата Авеля, он первым принес в мир зависть и смерть. После Каина и Авеля, благодаря промыслу Prunicos, они зачали сначала Сета [Сифа], а затем Норею (Быт. 4: 1–8; 25). От них, по их словам, и происходит все человечество. Эта низшая гебдомада вовлекала людей во всевозможные виды зла, толкала их на борьбу с высшей святой Гебдомадой и учила поклоняться идолам, однако Мать невидимо противодействовала им, стремясь спасти то, что принадлежит ей, то есть остатки света. Святая Гебдомада, по их представлению, – это семь звезд, именуемых планетами, а змея зовут двумя именами – Михаэль и Самаэль (Michahel и Samahel).

(10) Ялдаваоф, разозлившись на них за то, что они не почитают его как отца, послал на них потоп, дабы уничтожить их всех разом. Однако и здесь его планы были нарушены Софией, которая спасла тех, кто был с Ноем, поскольку они еще сохранили в себе следы ее света. Благодаря этим следам (света) мир еще раз был наполнен людьми (Быт. 9: 1). С одним из этих людей, Авраамом, Ялдаваоф заключил сделку, пообещав ему, что если его род будет служить ему, то он даст ему в наследство всю землю (Быт. 15). Он же помог Моисею вывести их из Египта и дал им закон, назвал иудеями и установил семь праздничных дней[6], дабы они славили Гебдомаду. И каждый из них избрал себе по глашатаю, дабы они славили его как Бога и таким образом через пророков в них поверили и остальные народы.

(11) [Далее следует перечисление имен пророков и ангелов.] Однако София также говорила через них о первом человеке, нерушимом эоне и небесном Христе, призывая людей и напоминая им о нерушимом свете и первом человеке, предсказывая пришествие Христа. Так случилось, что сами архонты боялись этих пророчеств и удивлялись словам этих пророков. Кроме того, Prunicos сделала так, что Ялдаваоф, сам того не зная, произвел двух мужей, одного от бесплодной Элизабет, а другого от девственницы Марии (Лк. 1: 7; 34–35).

(12) Сама же она не могла найти себе места ни на небе, ни на земле и горестно взывала к своей матери. Ее мать, первая женщина, сжалилась над ней, приняла раскаяние своей дочери и попросила первого человека послать ей на помощь Христа. И он снизошел к своей сестре и к тем, кто несет в себе ее свет.

Узнав об этом, нижняя София [Ахамот] объявила о его приходе через Иоанна и подготовила омовение в знак раскаяния (крещение). Она же заранее подготовила Иисуса и очистила его, чтобы через ее сына Ялдаваофа[7] Иисус смог объявить о Первой женщине. Затем, нисходя через семь сфер, Иисус последовательно лишил все эти силы света, поскольку весь свет сам притягивался к нему. Прежде всего, Христос надел на себя свою сестру Софию, и они радовались, наконец соединившись и получив утешение друг в друге. Поэтому их называют женихом и невестой (Ин. 3: 29). Иисус был рожден девой силою Бога, более мудрым, чистым и праведным, нежели другие люди (Лк. 2: 40; 52). Христос в объятиях Софии (3: 22) вошел в него, и так родился Иисус Христос.

(13) Многие из учеников Иисуса так и не поняли, что в него вошел Христос. Однако после того как это случилось, он явил силу и начал творить чудеса, лечить и учить о неведомом Отце, и открыто заявил, что он сын первого человека. Архонты и их отец возненавидели его и заставили своих людей казнить его, однако перед смертью Иисуса Христос и София покинули его и удалились в нерушимый эон. Христос не совсем покинул его, но послал силу, которая воскресила его тело. Тело это было духовной и психической природы, материальные же элементы остались в земле. Некоторые ученики его не признали, даже не подозревая, благодаря чьей силе Иисус восстал из мертвых. Среди других учеников распространилось ложное убеждение, что он восстал в физическом теле, не зная, что «плоть и кровь не владеет царством Бога» (I Кор. 15: 50).

(14) Нисхождение и восхождение Христа, по их словам, подтверждается и тем фактом, что ни один из учеников не свидетельствует о каких-либо чудесах, совершенных Иисусом до его крещения и после воскресения. Те из учеников, которые не знали, что Иисус соединился с Христом, а нерушимый эон с Гебдомадой, считали его тело «психическим». После смерти Иисус оставался на земле еще 18 месяцев и, когда его разум вернулся к нему, он открыл истинную доктрину тем из учеников, которые способны были понять столь великие таинства (Мк. 4: 11), а после был взят на небо. Там Иисус сидит справа от своего отца Ялдаваофа, принимая те души, которые познали его. Его отец не знает об этом и даже не видит его, и чем больше душ приобретает Иисус, тем сильнее страдает отец и тем слабее становится, поскольку последние силы покидают его. Все меньше душ остается, которые он мог бы послать в мир. Остаются лишь те, которые сохранили в себе его дыхание.

Конец всему этому наступит тогда, когда все следы духовного света соберутся вместе в нерушимом эоне.

(15) Таковы учения этих людей. Из них, как многоголовая Лернейская гидра (Lernaea hydra), возникла школа Валентина.

Некоторые при этом говорят, что сама София приняла форму змея и боролась против творца, который создал Адама, и научила людей знанию. По этой причине змей и называется самым мудрым из всех тварей (Быт. 3: 1). И наши внутренности, благодаря которым мы питаемся, по этой причине имеют форму змея, указывая на эту все порождающую субстанцию.

[После этого тонкого анатомического наблюдения Ириней говорит о каинитах (см. раздел 1.4.4).

 

«Офиане». Платоник Цельс, сочинение которого критикует Ориген, описывает некую диаграмму, которая, как предполагает Ориген, принадлежит гностикам «офианам». Вероятно, эта диаграмма, детали которой по данному описанию восстановить очень сложно, была хорошо известна, так как Оригену удалось также найти другую копию и сравнить ее с той, которую описывает Цельс. Рисунки, печати и заклинания, о которых идет речь у Оригена, напоминают то, что содержится в коптском кодексе Брюса, входящего в состав Коптской гностической библиотеки. 

 

(Origen., Contra Celsum VI, 24–38, с сокращениями)

(24) Описав учения приверженцев культа Митры, Цельс говорит, что желающие могут сравнить ритуалы христиан с только что изложенными ритуалами персов…

Когда он знает название той или иной секты (школы), он, не сомневаясь, его называет. Однако в тех случаях, когда это особенно необходимо, он этого не делает, так что не известно, какая секта использовала описанную диаграмму. Похоже, что он использовал диаграмму, которая, по крайней мере, отчасти, базируется на неправильно истолкованной информации о незначительной секте «офиан»… И хотя нам довелось бывать во многих землях, и мы не раз пытались выяснить, не знает ли кто смысле этой диаграммы, нам так и не удалось найти никого, кто смог бы ее объяснить.

(25) На ней изображены семь окружностей, отделенных друг от друга, но помещенных в один круг, который, как утверждается, означает мировую душу и называется Левиафан… На безбожной диаграмме… Левиафан изображает душу, которая распространяется по всему миру… Мы видим на ней также так называемого Бегемота [в тексте: Behemon], расположенного под нижней окружностью. Автор этой диаграммы написал имя Левиафан дважды: на самой окружности и в центре. Цельс добавляет, что диаграмма разделена жирной черной линией, и сообщает, что ему это истолковали как образ Геенны (Gehenna), то есть подземного мира (Tartaros)… (26)… так что из диаграммы не понятно, что означает Геенна, а Цельс этого не объясняет. (27) … Он передает странные вещи, вроде таких слов: «Налагающий печать называется Отцом;  принимающий печать [зовется] Младшим и Сыном», и он отвечает: «Я помазан белым соком от древа жизни»… Он также определяет число, семерку, по числу ангелов, передающих печать и стоящих по сторонам от тела, которое готова покинуть душа; некоторые из них ангелы света, другие – так называемые архонты-силы; и он говорит, что глава этих архонтов-сил называется «проклятый Бог»… [который есть] Бог иудеев, посылающий дождь и громы, творец мира, Бог Моисея и его космологии… (28) … Он говорит, что этот Бог заслуживает проклятия, потому что именно он проклял змея, который научил людей знанию добра и зла… Эти люди гордятся тем, что зовутся «офиане», по имени змея… основателем же (своей секты) они называют некоего Евфрата.  (30) … На диаграмме, которую нам удалось раздобыть, изображено то же, что описывает Цельс. Он говорит, что первый круг имеет форму льва, однако не сообщает его названия. Мы нашли, что в виде льва изображается Михаэль, невыразимый ангел демиурга, согласно священному писанию. Второй круг Цельс называет быком. На нашей диаграмме образ быка имеет Суриэль (Suriel). Следующей у Цельса идет ужасно шипящая амфибия. На нашей диаграмме драконом называется Рафаэль (Raphael). Цельс говорит, что четвертым идет изображение орла. На нашей диаграмме в образе орла представлен Габриэль.  Пятой идет голова медведя. Наша диаграмма говорит, что это Фауфаваоф (Thauthabaoth). Шестой имеет форму головы пса; на диаграмме он назван Эрафаоф (Erathaoth). Наконец, седьмой идет голова осла, и он называет ее Фафаваоф или Оноэль (Thaphabaoth, Onoel); на нашей диаграмме голова осла называется Оноэль и Фарфараоф (Onoel, Thartharaoth)…

(31) …Проходя через то, что они называют заграждениями зла и вратами архонтов, навеки закрытыми, по их словам необходимо произнести следующее… [Далее следуют довольно невразумительные заклинания, в которых упоминаются имена архонта Ялдаваофа, Огдоады, Отца, Сына, Логоса и Ума.] Они говорят, что звезда Сатурн связана с архонтом с головой льва симпатической связью. Прошедшему мимо Ялдаваофа и достигшего Йао следует сказать… [заклинание]. Следующему, Саваофу, нужно сказать…[заклинание]. [Далее идут Astaphaios, архонт третьих врат и, как оказывается, источник вод; Ailoaios, архонт вторых врат (о нем ничего не сказано, однако можно предположить, что он связан со стихией воздуха); наконец, Horaios, который, как можно заключить из эпитетов, огненной природы. В целом, из этой схемы следует, что душа проходит через планеты и стихии, то есть, Гебдомаду, и достигает высшей области, Огдоады, что согласуется с сообщением Иринея].

(33) … На диаграмме, которая у нас есть, и на той, которую описывает Цельс, изображен квадрат, который они называют (мечем) над вратами Рая. Пылающий меч изображен как диаметр огненного круга, и охраняет древо познания добра и зла (Быт. 3: 24). Цельс не передает те речи, которые следует произносить для открытия этих врат, однако мы это только что сделали…

(34) Затем Цельс говорит следующее: «Они помещают одно поверх другого, слова пророков, круг над кругом, эманации земной церкви и обрезания, текущую силу некой девы Prunicos, живую душу, небеса, убитые, но живые, землю, пронзенную мечем, людей, которых убили, но они ожили, смерть, которая исчезла в мире, очистившемся от греха, узкий проход наверх и врата, открываемые заклинаниями. И везде древо жизни и воскресение плоти от древа…».

(35) … о кругах над кругами говорит вышеупомянутая секта, окружая семь кругов сил архонтов одним кругом, который они называют мировой душой или Левиафаном, вероятно, неправильно поняв Екклезиаст…  эманации земной церкви и обрезания, вероятно, восходят к представлениям некоторых о том, что церковь на земле является эманацией небесной церкви высшего эона, а обрезание, упомянутое в законе, является символом телесного обрезания как очищения.  Prunicos валентиниане называют Софию.[8] … «Живая душа» -- вероятно, название, втайне используемое некоторыми валентинианами для обозначения так называемого «психического демиурга»… об убитых небесах впервые слышу. (36) … об «узком проходе» говорят те, кто верит в перевоплощение души…

(38) Он (Цельс) говорит: «… между занебесными кругами вверху изображено кое что еще, в частности, два (круга), большой и малый, Отца и Сына». В нашей диаграмме мы также видим большой и малый круги, и на их диаметре действительно написано «Отец» и «Сын». А между большим, в котором располагается меньший, и другим, который состоит из двух окружностей, внешней желтой и внутренней голубой, имеется разделение в форме секиры. Над ним расположен маленький круг, соединяющийся с большим предыдущим, на котором написано «Любовь», а под ним [такой же круг] с надписью «Жизнь». На втором круге, который охватывает и включает в себя другие круги и еще одну ромбообразную фигуру, написано «Промысел Софии»; а внутри секции, общей для них, находится круг с надписью «Гносис»; и под ними еще один круг с надписью «Разумение (synesis)».    


 

3.3. «Сетиане»

 

О гностиках, которые придают особое значение библейскому персонажу Сету (или Сифу), до нас дошло два разных сообщения. О них говорят Тертуллиан (Adv. Omnes Haer. 2) и Епифаний, причем последний уверяет, что он знаком с этими гностиками не понаслышке. Он встречал их в Египте и читал их книги (Panarion XXXIX 1, 1–2 ). О сетианах сообщает и Ипполит, однако его сообщение рисует совсем другую картину (об этом см. раздел 5.3). Фактически он не говорит о Сете, но зато подробно рассматривает мифологическую схему, включающую три принципа, поэтому это в высшей степени интересное сообщение я помещаю в отдельном разделе среди других аналогичных систем, также сохраненных Ипполитом. Как я уже отмечал, названия, которые дают гностикам ересиологи, как правило, весьма фантастичны и не всегда соответствует содержанию того учения, которое они далее излагают. Важно отметить, что это учение, судя по всему, восходит к дохристианскому гносису. Фигура Христа в некоторых случаях (например, «архонтики» Епифания) является явным добавлением, в некоторых же («сетиане» Епифания) – его миссия не является уникальной. Сет в образе Христа в очередной раз приходит в мир спасать свою расу. Все это является знаками вторичной христианизации.

 

(Epiphanius, Panarion XXXIX, 1–5, 3, с сокращениями)

(1, 3) … они хвалятся тем, что происходят от Сета, сына Адама …они даже называют его Христом и уверяют, что он был Иисусом. (4) Этот мир, по их представлению, создан не высшей силой, но ангелами. (2, 1) В этом отношении они согласны с тем, о чем учили более древние каиниты: именно, о том, что в начале были рождены два человека, а от них произошли Каин и Авель. Затем ангелы поссорили этих двоих и так Авель был убит Каином. Так ссора между ангелами затронула и поколения земных людей, те две расы, из которых соответственно, происходили Каин и Авель. (3) Однако высшая сила победила их, та самая, которую они называют Матерью или Женщиной; ведь они считают, что на небесах есть матери, а также мужчины и женщины, пребывающие в родственных отношениях и находящиеся под отцовской властью. (4) Мать или Женщина узнала, что Каин убил Авеля, и позаботилась о том, чтобы родился Сет, и поместила в него свою силу и ту искру, которая была послана свыше для утверждения семени и основания мира. (5) Целью этого действия было утверждение избранной расы и семени, так, чтобы через него настал конец тем силам, которые создали этот мир и двух первых людей. (6) Потому раса Сета отделена от других и взята из этого мира, ведь она является избранным родом, отличным по природе от других рас.

(7) Со временем две человеческие расы, – раса Каина и раса Авеля, – которые жили вместе, сошлись и, по причине их развращенности, смешались одна с другой. Мать увидела это и восстановила чистоту человеческого семени, как уже говорилось, так как Авель был убит. Она избрала Сета, сохранила его в чистоте и одному ему дала семя своей силы и чистоты.

(3, 1) Однако со временем эти расы снова мешались. Видя великое смешение и беспорядочные страсти, которые обуяли ангелов и людей… та же Мать устроила потоп, дабы уничтожить всех людей другой расы для того, чтобы чистая и праведная раса, восходящая к Сету, одна оставалась в мире и от нее получила начало высшая раса, несущая в себе искру праведности. (2) Однако ангелы снова обманули ее, и тайно провели на ковчег Хама, так сохранив свое семя. В Ноевом ковчеге спаслось восемь душ, причем семь из них принадлежало к высшей расе, а одна – Хам – порождена иной силой. Так они обманули высшую Мать… (4)  Среди людей снова распространилось забвение, заблуждение и беспорядочное стремление к греху и злым деяниям. И мир вернулся к тому же исходному состоянию беспорядка и наполнился тем же злом, что и до потопа.

(5) Из расы Сета происходит Христос, и Иисус явился в этот мир чудесным образом. На самом деле, он и был самим Сетом, как и раньше посланным матерью свыше, чтобы спасти людей…

(5, 1) Они сочинили много книг, приписывая их великим людям. Они говорят, что семь книг написаны самим Сетом, другую книгу они называют «Аллоген (Инородец)»[9], есть у них и апокалипсис Авраама… Еще одна книга приписывается Моисею, другие другим людям. (2)… они говорят, что у Сета была жена Норея [Noraea; должно быть: Norea]… (3) Есть и другие ереси, которые учат о силе, именуемой Нореей; и эта сила, которую другие признают и зовут Нореей, была, как говорят, женой Сета.

(Hippolytus, Refutatio, V 19, 1 – 22, 1)

(22, 1) Если желаете узнать подробнее о доктрине сетиан, прочитайте книгу Парафраз Сета.[10] Здесь вы найдете все их секреты…

 

3.4. «Архонтики»

 

Епифаний говорит, что эта ересь в его время была известна в Палестине и Малой Армении. Причем, это учение пропагандировал некий Евтакт из Армении, который посетил Палестину в последние годы правления Константина и там узнал обо всем этом от некоего старца по имени Петр. В Армении ему удалось совратить многих богатых людей и даже сенатора, а с его деятельностью связаны последующие беспорядки в этом регионе. Этим сетианам также приписывается несколько откровенных книг, среди которых «Аллоген».

 

(Ephiphanius, Panarion, XL 1, 1– 8, 2)

(2, 1) Эти люди сфабриковали такие апокрифические книги: одна книга названа «Малой симфонией», другая «Большой симфонией»… (2) Они используют также книги, называемые «Аллогены (Allogeneis)». Кроме того, у них в ходу «Вознесение Исайи» и другие апокрифы. (3) Всю их систему можно понять на основании книги, называемой «Симфония». Они говорят в ней, что существует восемь небес (Огдоада) и семь небес (Гебдомада) и что каждым небом правит архонт. Одна группа архонтов принадлежит семи небесам, по одному на каждом небе, и каждый архонт имеет в своем распоряжении подвластные ему [силы], а светоносная Мать находится выше всех на восьмом небе, как утверждается и в других ересях.

(4) Некоторые из них загрязнили свои тела развратом, другие же делают вид, что ведут воздержанный образ жизни, соблазняя легковерных людей, которые думают, что они удалились от мира, подобно монахам.

(5) Как я уже сказал, на каждом небе по их представлению обитает по архонту, силе и сонму ангелов, которых каждый архонт создал для себя. В воскресение плоти они не верят, считая, что воскреснет лишь душа.

(6) Они осуждают крещение, хотя некоторые до этого были крещены; отвергают они и другие таинства, отрицая их ценность, поскольку установлены они во имя Саваофа (Sabaoth; Zebaoth), которого они, как другие еретики считают главной силой Гебдомады, превосходящей все остальные. (7) Они говорят, что души являются пищей для властей и сил и что без них они не могут существовать, поскольку только в душах содержится небесная субстанция, придающая им силы. (8) Когда душа постигает гносис и отвергает крещение церкви и имя Саваофа, который дал людям закон, она восходит от одного неба к другому, произнося в свою защиту [слова? заклинания?] перед каждой силой, так поднимаясь к высшей Матери и Отцу всего, от которого он [гносис] снизошел в мир…

(5, 1) Как я показал выше, эти люди считают, что Дьявол – это сын седьмой силы, Саваофа. Сам же Саваоф – это Бог иудеев, однако Дьявол оказался злым сыном, противящимся собственному отцу, так как порожден этим миром. (2) Этот Бог отличается от невыразимого Отца и принадлежит к так называемой левой силе [Prunicos]. (3) Рассказывают они и другую историю. Дьявол, как они говорят, совокупился с Евой как мужчина с женщиной и зачал Каина с Авелем. (4) Эти сыновья восстали друг на друга из ревности, а не потому, что Авель был угоден Богу, как говорит истинная история; объясняя это, они изобрели иную историю, согласно которой братья были любовниками своей сестры, и поэтому Каин убил Авеля. Ведь оба они были родными детьми Дьявола. (5) Для того, чтобы соблазнить людей, они приводят в доказательство своих слов свидетельства Писания, как и другие еретики. Ведь Спаситель говорил иудеям: «Ваш отец Дьявол» и «когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи», а для того, чтобы показать, что Каин порожден Дьяволом, они обращаются к следующему: «Он был человекоубийца от начала» и «он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44), причем последнее должно указывать на то, что его отец Дьявол, а отец Дьявола – это архонт, лжец, которого они отождествляют с Саваофом…

(7, 1) Адам и Ева произвели Сета, их настоящего сына. Высшая сила вместе с ангелами снизошла из высших сфер и взяла Сета, которого они также называют Аллогеном, подняла его ввысь и охраняла некоторое время, чтобы спасти от погибели. (2) Некоторое время спустя она вернула его в этот мир, сделав духовным и невидимым [для Дьявола?], дабы демиург и его силы не имели власти над ним. (3) Он более не служит творцу, демиургу, но, обладая знанием неименуемой природы, благого высшего Бога, служит ему и выступает против творца этого мира и его сил и властей. (4) Они написали книги от имени Сета, и другие, носящие имя Сета и его семи сыновей. (5) Они говорят, что у Сета было семь сыновей, которых они также называют Allogeneis, как мы уже говорили в связи с сектами «гностиков» и «сетиан». (6) Кроме того, у них есть книги пророков Мартиада и Марсиана (Маршана)[11], которые были возведены на небо и вернулись назад через три дня… 


 

[1] Рагуэль – это ангел (в ветхозаветной книге Товит), Давид известен как царь и псалмопевец. Остальные имена неизвестны.

[2] Или «он сам и его происхождение».

[3] Согласно Теодорету (Haer. Fab. I 14), их называют «сетианами или офианами или офитами», однако у Иринея гностический миф, как легко видеть, продолжается, правда несколько отличаясь от предыдущего. Об «офианах» (ниже) и диаграмме, которой они иллюстрировали свой миф, подробно рассказывает Цельс (ap. Origen., Contra Celsum, VI 24–38), причем эти офиане, по его словам, базируются на мистериях Митры. Ириней связывает офитов с каинитами (о них см. в разделе о ранних христианских гностических школах), то же самое говорит Ориген об офианах (вполне вероятно, под влиянием Иринея).  Как эти «змеепоклонники» соотносятся с наассанами Ипполита – это проблема. Ясно, однако, что для них змей – это отрицательный персонаж.

[4] Это имя обычно выводят из Jalda bahuth (сын хаоса), однако точная этимология не ясна.

[5] Или Nun, буква еврейского алфавита, имеющая изогнутую форму.

[6] Текст испорчен. Возможно, «семь богов».

[7] София хотела также спасения и этого своего сына.

[8] Ошибка Оригена. Валентиниане в известных нам текстах это имя не используют.

[9] Книга с таким названием входит в состав Коптской гностической библиотеки.

[10] Также см. Коптскую гностическую библиотеку.

[11] Книга этого пророка также входит в состав Коптской гностической библиотеки.

  

Домашняя | Источники | Ранний гностицизм | Василид | Гностический миф | Школа Валентина | Гностики Ипполита | Этика и политика

Дата последнего изменения этого узла 25.05.2005